Интервью для журнала InRock, #5/2001
Музыка к несуществующей хореографии
Неоклассика, RIO (Rock In Oppositon) — пожалуй, наиболее сложные направления современной прогрессивной музыки. Одним из самых известных коллективов, работающих в этом направлении уже около трех десятков лет, является французская группа Art Zoyd. На вопросы нашего журнала любезно согласилась ответить Патрисия Даллио — музыкант и композитор, клавишница Art Zoyd на протяжении более чем двадцати лет, автор шести сольных альбомов, умело объединяющая в своей музыке «живые» инструменты и электронику, классические мелодии и эмбиент, создавая таким образом захватывающие музыкальные полотна…
Расскажите немного о себе.
Я музыкант, композитор, пианистка, участник Art Zoyd с 1979 года. Также пишу музыку для спектаклей, фильмов, выставок, выступлений… Занимаюсь компьютерными технологиями, увлекаюсь работой со звуком. Кроме того, я активистка антиядерного движения, очень люблю сад и растения всех видов.
Когда вы заинтересовались музыкой?
Я решила освоить пианино, когда мне было 7 лет — захотелось самой исполнить отрывок из «Летучей мыши», который нам играла наша мать.
Как вы попали в Art Zoyd?
Я работала с гитаристом Аланом Экером, который к тому времени уже провел несколько лет с Art Zoyd и записал «Symphonie pour le jour ou bruleront les cites». Во время перемен в составе Жерар Урбет позвал Алана и из любопытства пригласил меня на пробу. Так что я попала в группу под звуки пианино… и осталась.
Не могли бы вы поделиться личными впечатлениями о работе в Art Zoyd?
На этот вопрос сложно ответить, так как за 23 года впечатлений накопилось очень много. Я бы сказала, что это музыка, полностью соответствующая моим чувствам. Мне нравится ее строгость, а работа с тембром и звуком всегда очень меня увлекала. Я хорошо себя чувствовала в Art Zoyd, потому что в группе всегда существовал огромный интерес к поиску, постоянный пересмотр сделанного, желание превзойти себя и сделать лучше. Кроме того, отношения с другими участниками группы всегда были очень хорошими. У нас есть что-то вроде общего чувства юмора, которое сыграло важную роль в этой длинной и неоконченной истории…
Почему вы решили параллельно заниматься и сольными проектами?
Art Zoyd — это группа, в которой многие годы сочиняли преимущественно Жерар Урбет и Тьерри Забойцеф. Баланс, существовавший между этими двумя музыкантами, игравшими вместе около десятка лет к моменту моего прихода в групу, не нуждается во вмешательстве извне. Я же всегда создавала и записывала музыку, и мне было жизненно необходимо самовыражаться через диски или спектакли, но не хотелось противопоставлять их творчеству Art Zoyd. Кроме того, для меня это была как бы возможность отойти в сторону и получить некоторую независимость и свободу.
Как родился ваш первый альбом «Procession»?
Он в некоторой степени синтез различных композиций, которые долго ждали своего часа. Отчасти этот альбом — путешествие по сопутствовавшим моей жизни переживаниям. Я по-настоящему взялась за него во время войны в Персидском заливе, при объявлении о начале воздушных налетов на Багдад. Закрылась в своей студии, чтобы забыть о нищете мира и подарить свою надежду всем, кто страдает на этой земле…
Вы имеете в виду композицию «Leur sang est noir et jaune» («Их кровь черная с желтым»)? О чем она?
К сожалению, я потеряла перевод этих стихов, написанных молодым марокканцем, который в то время находился во Франции на лечении (он мог потерять зрение). Он говорил о своей стране с любовью и волнением. Помимо слов, я была очень тронута тем, как он сам читал свои стихи — это было нечто вроде молитвы, строгой и впечатляющей.
Был ли следующий альбом «Champs de Mars» первой попыткой писать музыку для театра?
Вся моя музыка для спектаклей — результат интереснейшего общения с хореографами, режиссерами и другими людьми искусства. До «Champs de Mars», на создание которого меня вдохновил хореограф Жан-Ив Жину, я работала со многими другими людьми. Жан Делош познакомил меня с удивительным миром Франца Кафки. Даниэль Пом первой доверила мне создание музыки к трогательному танцевальному спектаклю «3 petites choses que je sais de vous». А с хореографом Катрин Лануар я написала музыку для двух женщин на сцене — меня в качестве музыканта и ее в роли танцовщицы.
Считается, что музыка, и ваша, и Art Zoyd, довольно-таки мрачная. Вы с этим согласны?
Да, это правда, но не во всех случаях. Например, когда я пишу музыку для такого произведения, как «Barbe bleu» («Синяя борода»), общая атмосфера не слишком благоприятствует веселью. Тем не менее, я думаю, что последний диск, «Que personne ne bouge», гораздо легче остальных.
Ваша музыка довольно разнообразна, кроме клавишных и сэмплеров можно услышать оперный вокал и африканские музыкальные инструменты. Не могли бы вы рассказатиь немного о том, откуда что берется?
Я действую достаточно инстинктивно, без определенных правил. Встречаю новых людей, и появляются свежие идеи, желание пригласить того или иного музыканта, использовтаь те или иные звуки. Хотя случается, что я делаю что-то по просьбе «заказчика». Вот например Жан-Ив Жину хотел, чтобы я написала для его постановки «La ronce n’est pas le pire» арию с оперным вокалом, что-нибудь очень нежное и трогательное для дуэта. Тогда я познакомилась с Сюзан Беллинг, настоящей дивой, обладающей роскошным голосом, и к тому же прекрасной женщиной, живо интересующейся новыми веяниями. Как только я связалась с ней, Сюзан тут же согласилась петь.
Так это ее голос мы слышим в далекой от оперной арии композиции «Voler en eclat»?
Да. Сюзан сделала мне подарок, записав несколько импровизаций, которые я могла использовать по своему усмотрению. С ней приятно работать — как музыканты мы понимаем друг друга с полуслова.
Ваш последний альбом называется «Que personne ne bouge — musique pour choreographies inexistantes» («Никому не двигаться — музыка к несуществующей хореографии»). Как появилось это название?
Это просто шутки ради!… Я люблю писать музыку для современного танца, и мне хотелось сделать новый диск. В то время я не работала ни для кого специально и хотела посвятить работу всем танцорам и хореографам, которых повстречала, а также тем, кого еще не знаю. Это название — в какой-то мере призыв к непослушанию, ибо данный диск создан, чтобы танец преобладал над музыкой… в противоположность тому, что принято в хореографических произведениях.
Хотели бы вы увидеть когда-нибудь танец на эту музыку?
Да, мне бы понравилось… Знаю, что некоторые танцоры ее используют, но пока ничего не видела… Я не теряю надежды на такой сюрприз!
Кроме музыки, посвящаете ли вы себя еще каким-нибудь формам артистического самовыражения?
Нет.
Как вы работаете, откуда идет вдохновение для создания музыки?
Не знаю… Чем больше я расслабляюсь и забываю, кто я есть, тем больше у меня идей. Я работаю очень много, и на создание каждой композиции уходит масса времени. Будучи немного маниакальной по своей природе, я не имею каких-либо правил!
Что вы думаете о современной музыке? Какую музыку вы предпочитаете?
Все зависит от того, что это за музыка. Слушаю много альтернативного рока, открываю для себя новые интересные группы, такие как Hint или Ltno, немного техно. Последний раз меня очаровала группа Ekova. Люблю смешение культур, открываю для себя современных композиторов в проектах Art Zoyd… Каспера Топлица, например. Могу слушать что угодно, кроме эстрады и коммерческой музыки — этого просто не выношу, независимо от стиля! А вообще я очень любопытна и люблю контрасты: мне может понравиться джаз, рэп, фолк, классика, техно…
Ваши планы на будущее?
Мы работаем над новым проектом — кино-концерт Art Zoyd «Metropolis» Фрица Ланга, в создании которого я принимала участие вместе с Жераром Урбетом и Каспером Топлицем. Уже запланировано несколько концертов.
Мы возродили ассоциацию «Sound track», целью которой является продвижение современного искусства. Она переиздаст все мои альбомы и займется их распространением. Вот контактный адрес: soundtrack@libertysurf.fr.
У меня есть несколько заказов для театров — они в разработке. А потом… Я начинаю думать о записи седьмого сольного альбома. Но не буду спешить…
Удачи и наилучшие пожелания от наших читателей!
Спасибо, и вам тоже.
Вопросы задавал Сергей Александров. InRock, #5/2001
Дискография:
«Procession» (1992) KVOX record/MSI
«Champs de Mars» (1993) BODY&SOUL/MSI
«La ronce n’est pas le pire» (1994) BODY&SOUL/MSI
«D’ou vient l’eau des puits?» (1996) MSI
«Barbe bleu» (1997) MSI
«Que personne ne bouge» (1999) BODY&SOUL/MSI
«L’encre des voix secretes» (2003) In-possible Records