Eloy

…Последние годы как-то стало не до музыки уже — семья, дети и все такое. Отстал от жизни напрочь :-) И как-то раз случайно, пройдясь по старым ссылкам на странички музыкантов и групп (большинство из этих сайтов уже не существует) и зайдя на гугл, обнаружил, что у Eloy появился свой сайт, и более того, вышел новый альбом после более чем десятилетней паузы. Собственно я был на 100% уверен, что группы давно нет, и ничего нового никогда не будет, поэтому сказать, что я был сильно удивлен — это очень мягко. Это был легкий шок :-)

В сети довольно быстро удалось найти выложенные в мп3 треки. Довольно среднего качества, впрочем нужно это было только для ознакомления, а вообще хотелось заиметь нормальный cd. Поиск по нашим крупным музыкальным магазинам ничего не дал — везде цены под тысячу рублей и только на заказ, причем сроки доставки до 2-3 месяцев. Родилась мысль — а сколько будет стоить заказать диск из Германии. С сайта по ссылке попал в немецкий онлайн магазинчик Artist station. Там можно было купить и cd, и винил, и даже cd с автографом, причем по вполне божеской цене — с учетом доставки примерно равной заказу у нас, причем обычного диска, без бонусов. В-общем, в тот же день зарегистрировался на paypal и сделал заказ, в надежде, что наша почта заказанный диск все же не потеряет и не поломает по дороге. И — о чудо — через недельку в почтовом ящике лежало извещение. Диск пришел, в целости и сохранности, как и обещали с автографом, наклейкой и бонус-материалом — видеороликом.

Что можно сказать, прослушав диск уже не один раз.. Сразу бросается в глаза (то есть уши :-), что нет тех небольших «космических» инструменталок, называемых злобными завистниками пинкфлойдовщиной. А жаль, мне нравилось. Но в остальном — музыка выдержана в духе прошлого альбома, добротно, энергично, затягивает где-то после третьего прослушивания и не отпускает. Раз уж многие поклонники прогрессива сравнивают любой альбом Eloy с Inside, Planets или Ocean (в зависимости от собственных пристрастий), то не могу не согласиться — конечно, это не Inside, Planets или Ocean. Но было бы по меньшей мере странно ожидать обратное :-) Е-мое, дядечкам уже за 60 лет, а от них до сих пор некоторые ждут откровений хиппи образца 40летней давности и снова разочаровываются — ах блин, это опять не оно. Ну да, «оно» уже было, зачем оно еще раз — чтобы повторять себя? Но дело даже не в этом. Этот альбом — подарок. Подарок тем, кто много лет был с группой, возможность еще раз услышать знакомый вокал и аранжировки, снова окунуться в эту удивительную вселенную космических звуков. Может быть даже прощальный подарок, кто знает… И за это им наше огромное спасибо.

Я впервые услышал Eloy довольно давно, будучи еще студентом и слушая по ночам передачу Мартина Ландерса «Back to the universe» (BTTU) на Радио Рокс. Ну впрочем, благодаря именно этой передаче я в дальнейшем узнал о существовании множества жанров, музыкантов и коллективов, про которые и сейчас мало кто знает. На мой взгляд BTTU вообще была уникальным явлением на нашем радио. Уже не помню, что было первым услышанным — то ли In disguise с альбома Performance, но скорее что-то с Planets или Silent Cries — поскольку зацепило именно инструменталкой. Позже удалось собрать практически все альбомы группы, за исключением разве что Codename Wildgeese, выходившего только на виниле.

Историю группы рассказывать мне не очень хочется — в интернете ее и так легко найти, зачем пересказывать еще раз одно и то же. Скажу лишь, что группе уже пошел пятый десяток — основана она была в 1969 году Франком Борнеманном, который с тех пор и остается бессменным лидером группы и единственным человеком, всегда остававшимся в любом составе группы. Лучше пройдусь по альбомам :-) Первый диск Eloy под одноименным названием вышел в 1971 году (синглы не считаю, все равно это раритет, вышедший тиражом 1000 экземпляров — хотя было бы интересно услышать Daybreak только из-за слов Франка «В ней я первый раз показал свое вокальное искусство. Я вопил как старый лось»). Франк в то время был гитаристом, а пел Эрих Шривер. Единственное, чем примечателен данный альбом — это то, что он первый. То есть интерес чисто исторический, не более. Молодые хиппи играют тяжелый рок, местами слегка психоделический, местами немного «рваный».. В-общем, для коллекции сойдет.

Кстати, еще с 70х годов Франк носит на сцене берет :) Изначально нужен он был, чтобы длинные волосы не мешали видеть зал и собственно играть, ну а дальше стал частью имиджа и остался даже когда Франк постригся покороче :-)

В 73 и 74 году выходят следующие альбомы — Inside и Floating. К тому времени из группы уже пара лет как ушел вокалист и автор ряда текстов Эрих Шривер, и Борнеманну приходилось исполнять роль вокалиста и гитариста. Со слов самого Франка, «я вел вокал из необходимости. Феноменальным оказалось то, что люди принимали меня как певца лучше, чем Эриха, хотя мы пели одни и те же вещи. Для меня это оставалось совершенной загадкой, так как Эрих был гораздо лучшим певцом, чем я тогда. Но почему-то он не нравился публике. Наверное, я был искреннее, черт его знает, в чем было дело. Но и это не могло меня заставить стать вокалистом группы, и мы продолжали искать певца. Когда я понял свою роль гитариста и композитора, то почувствовал себя на своем месте». Тем не менее, к выходу Inside музыканты просто устали от поисков, и Франк окончательно «влип в роль» певца. Мое личное мнение — с другим вокалом была бы другая группа. Хуже ли, лучше ли — не знаю, но у Eloy музыка и вокал создают общую атмосферу, и вокал там вполне к месту, и другого не надо :-)

Вернемся к нашим баранам. Inside и Floating — это работы уже вполне в духе классического прогрессивного рока. Лично мне Floating нравится больше, не знаю почему — наверное он как-то ближе к духу группы, в нем лучше чувствуется общее настроение. Именно на Floating Франк вплотную занялся текстами, на Floating появился синтезатор. А самому Франку Floating не особо нравится. Кстати об обложках дисков. Обложку для «Inside» рисовал художник Пателли после прослушивания музыки, а за «Floating» Франк ходил в графический отдел EMI, там ему приглянулась одна из картин, которую позже и взяли для обложки «Floating».

Если к Floating материал готовился около месяца, то работа над следующим альбомом «Power and the Passion» шла около года. Изначально музыканты хотели сделать его концептуальным. Франку пришла в голову идея — описать приключения главного героя, перенесшегося из нашего времени в средние века. Ну и всем участникам группы хотелось изменить свой стиль, добавить больше индивидуальности. В итоге получился совершенно новый по звучанию альбом, с которого наверное и начался тот Eloy, который мы знаем. Кстати, именно тогда и появился логотип Eloy. К сожалению, музыкантам ввиду ряда материальных проблем не удалось сделать все, что задумывали, и диск получился меньше, чем хотелось, да и качество записи подкачало.

С 76 по 79 год выходят три работы, которые фанаты группы называют в числе самых-самых. Ну по крайней мере хотя бы один диск из этой тройки :-) : Dawn, Ocean и Silent cries and mighty echoes (а также один концертник). Состав группы меняется — приходят Клаус-Петер Матциоль (бас-гитара), Детлев Шмидтхен (клавишные) и Юрген Розенталь на ударные. О Юргене хотелось бы сказать особо — он являлся соавтором текстов, и его пессимистично- апокалиптичный настрой очень хорошо чувствуется во всех работах с его участием. Я очень люблю все три работы. Dawn — симфонический прог, еще немножко сыроватый, но тем не менее очень красивый, немного грустный. Ocean — по мнению многих лучшая работы группы вообще. Красивый атмосферный альбом, мрачноватый и холодный, на мой взгляд местами чуток затянутый. Silent cries.. — наиболее «космический» из всей тройки, наиболее ругаемый за пинкфлойдовщину, и пожалуй из всей тройки самый мною любимый.

В 79 году снова обновляется состав группы — уходят Розенталь и Шмидтхен, а на смену им приходят Ганс Аркона (гитара), Ганс Фолберт (клавишные) и Джим Макгилливрей (ударные). В период с 1980 по 1984 год группа выпускает 5 альбомов: Colours, Planets, Time to turn, Performance и Metromania. Заметно меняется стиль — на Colours нет уже длинных композиций, музыка становится более энергичной, более рОковой. И никаких более сравнений с Пинк Флойд. Planets и Time to turn — две части большой фэнтезийной саги, прекрасные работы, очень красивая музыка. Вышедший следом Performance, к сожалению, совсем не дотягивает до их уровня. Какой-то он не то чтобы плохой.. пластмассовый, я бы сказал, ненатуральный :-) и звучание соответствующее. Хотя и на нем есть что послушать. К слову, сам Борнеманн считает его худшей работой за всю историю группы. Зато в 84 году выходит очень неплохой альбом Metromania — самый «тяжелый» по звучанию, настоящий хард-спейс-рок :-)

После выхода Metromania дороги музыкантов снова расходятся. И наступает долгий перерыв. Лишь через 4 года, в 88-м, группа снова возрождается, правда в виде дуэта — Борнеманн и Герлах. Вдвоем (с привлечением и других музыкантов для записи конечно) они выпускают диск Ra. Снова непохожий на старые работы, немного синтетический и с невнятными ударными. В-общем, не лучший альбом. Ближе к худшим. Еще через 4 долгих года выходит Destination с замечательной обложкой, но несколько менее замечательным наполнением. К слову, это единственный диск группы, где меня раздражает вокал :-) Вроде и ударные тут получше, и Клаус-Питер Матциоль снова засветился в составе, но.. опять не то, совсем не то, чего хотелось бы от Eloy.

Зато следующая работа — The tides return forever — на порядок лучше предыдущих двух. Гораздо более энергичная, живая музыка, больше клавишных, больше спейс-рока. Пока еще немного попсовато местами, но все равно неплохо. Кстати, интересное наблюдение — на худших на мой взгляд альбомах группы (Metromania не в счет! :-) ) нет элоевского логотипа. Логотип исчезает на Performance и появляется только на The tides return forever. После The tides.. — снова 4 долгих года ожидания, но в итоге — прекрасный Ocean 2 the answer, на мой взгляд один из лучших альбомов группы вообще.

Ну а в ближайших планах Борнеманна — рок-опера The vision, the sword and the pyre, посвященная Жанне д’Арк, осенью 2010 планируется выход dvd c множеством вкусностей, а затем.. кто знает, поживем-увидим.

Несколько полезных ссылок:

Добавить комментарий